Этот сайт посвящен художнику

                      Петру Яковлевичу Анурину (1914 - 1992 гг).

Главная Биография Работы Личное Воспоминания Контакты Ваше мнение

О Петре Яковлевиче Анурине

Биография

Родился Петр Яковлевич Анурин 12 июля 1914 года в деревне Протасьево Липецкой области в многодетной семье. Потеряв родителей в 8 лет, вместе с братом Павлом, который был старше Петра на 2 года, они некоторое время были беспризорниками, голодали и скитались, предоставленные сами себе. Но судьба оказалась благосклонна к братьям Ануриным, ребята были определены в детскую коммуну имени Ф. Э. Дзержинского, где они получили среднее образование и работали до 1930 года. Желание продолжать образование было столь велико, что, несмотря на все трудности предвоенного времени, отсутствие жилья и средств к существованию, братья смогли поступить на рабфак в Москве. Уже в то время в мечтах Петр видел себя художником или врачом. Учеба на рабфаке чередуется с работой столяром в реставрационных мастерских, полученные там столярные навыки впоследствии очень пригодились художнику. И вот выпускные экзамены на рабфаке сданы, аттестат зрелости получен, и перед молодым человеком встает непростая дилемма - в какой ВУЗ поступать - в художественный или в медицинский? С одной стороны, Петр увлекается живописью и графикой, неплохо рисует, и рабфаковские преподаватели настоятельно рекомендуют продолжить обучение живописи. С другой стороны - он чувствует в себе призвание лечить людей, да и предчувствие войны витает в воздухе, и молодой человек представляет себя хирургом на фронте, спасающим раненых. Выбор так и не был сделан: Петр Анурин одновременно подает документы и в Первый Московский медицинский институт и в художественное училище "Памяти 1905 года". Вступительные испытания, бессонные ночи с учебниками или карандашом в руках. Экзамен по рисунку в приемной комиссии художественного училища сменяется экзаменом по физике в мединституте. Сочинение по русскому языку написано успешно, но впереди экзамен по химии. Недаром говорится, что смелость города берет! За упорство и труд Петру Анурину воздается сторицей - проходной балл, необходимый для зачисления, набран в обоих ВУЗах! Подавая документы сразу в два учебных заведения, молодой человек предполагал, что его величество случай сам направит его в нужном направлении, определив судьбу, по меньшей мере на ближайшие 6 лет. А в результате двери двух институтов оказались распахнутыми перед юношей, и нужно решать - кем быть? Поступить в два ВУЗа возможно, но учиться предстоит только в одном из них. Желание служить искусству оказывается сильнее. В 1934 году Петр Анурин становится студентом первого курса Московского областного художественного педагогического училища "Памяти 1905 года". Его учителями были знаменитые художники Б. Иогансон, М. Шемякин, Г. Горелов. Уже со студенческой поры художник трепетно относится к цвету, используя его для выражения эмоций в своих работах. Пронзительные своими красками, необычные по технике исполнения работы Константина Юона и Игоря Грабаря в большой степени определяют будущий художественный стиль полотен Петра Анурина. Но это еще впереди, а пока студент живет в бараке - общежитии поселка Текстильщиков под Москвой, куда в 1936 году привел свою жену Екатерину. Сам Петр Яковлевич так характеризует этот период "Жили бедно, но было весело". В 1938 году родилась дочь Людмила. После окончания училища в 1939 году Петр был призван в Красную армию в Забайкалье, где получил военную специальность связиста. Активно участвует в выпуске стенгазеты и агитационных плакатов, а в свободное от службы время продолжает заниматься живописью. В архиве художника в память о том времени осталась картина "На сопках Маньчжурии".

Молодой боец собирался летом 1941 года вернуться домой, к супруге и дочке, которую он оставил, когда ей едва исполнился год. Но этим планам сбыться было не суждено. Началась война. Известие это очень тяжело отозвалось в сердце Петра Анурина, и он просит командование отправить его под Ленинград. Затем Волховский, Ленинградский, 3-й Прибалтийский фронты. Бои за Ленинград, Новгород, Псков, Прохоровку, Мясной Бор. Всю войну прошел связистом. В бою за Мясной Бор был контужен, поэтому до последних дней жизни не слышал на одно ухо. Закончил войну в Прибалтике. Сержант Петр Анурин награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." и другими. На фронте во время затишья он делает зарисовки и карикатуры на Гитлера и его окружение. К 50-летию Победы фронтовые работы Петра Анурина вместе с другими картинами участвовали в юбилейной выставке в Доме художника на Крымском валу. Война отражена в его картинах и рисунках "Бойцам 65-й дивизии посвящается. Волховский фронт", "Ленинград. Дворцовая площадь", "Крюково", "Новгород. Вандалы изгнаны", "Оборона Пскова" и других.

В 1945 году П. Анурин вернулся домой, в Текстильщики, поступил на работу в копийный цех московского отделения Союза художников, где выполнял копии полотен Левитана, Шишкина и других знаменитых художников для санаториев, домов отдыха и Дворцов культуры. Дочь художника, Людмила Петровна вспоминает: "В это время папа неоднократно посещает Третьяковку, Пушкинский музей, выставки, много времени проводит в Ленинской библиотеке, где учится у великих мастеров кисти прошлого - Эль Греко, Гойи, Леонардо, Рембрандта, Э. Мане, Ренуара, Пикассо, Ван Гога, Репина, Кустодиева, Серова, Коровина, Мусатова, Пластова". С самого начала мирной послевоенной жизни, с 1945 года художник неоднократно участвует в выставках, в 1961 году Петра Анурина принимают в члены Союза художников СССР. В это время Петр Яковлевич вырабатывает свою технику письма, особое внимание обращая на цвет. Очень много работает в Подмосковье, Хосте, Алуште, Ялте, Севастополе, Ленинграде, Москве, Киеве, Майкопе, Новгороде, Владимире, Суздале, Пскове, Рязани, селе Михайловском, Константинове, Переславль-Залесском, Ярославле, Горьком, Вологде и других местах, делает наброски и эскизы к своим новым картинам. Свое творчество П.Я. Анурин посвятил лирическому пейзажу, зарисовкам природы, архитектуры старинных городов России. Лучшим временем в его жизни была весна. В этот период года он особенно много и плодотворно работал. Так родились его полотна "Весна", "Последний снег", "Весна. Май", "Весенняя дубравка", "Ока - разлив".

С 1961 года Петр Анурин возглавляет "Индустриальную группу" Союза художников. Художники, входившие в группу, работали на заводах "ЗИЛ", "Имени В. И. Ленина", "Серп и молот", Новотульский, Новолипецкий и Череповецкий металлургические комбинаты, где писали портреты рабочих, субботники и индустриальные пейзажи, участвовали в выставках в Домах культуры заводов. Кисти Анурина принадлежат такие индустриальные произведения, как: "Новотульская домна" (1970 г.), "Кузнечный цех", "Доменный цех" и другие.

В 1968 году художник получает мастерскую в Новогиреево, где собирает вокруг себя художников, особенно молодых, которым помогает обрести уверенность в своих силах.

В 1970 году с женой и дочерью Петр Анурин отправляется в поездку по местам его фронтовых дорог и сражений. Снова оказавшись там, он очень переживал и вспоминал погибших боевых друзей. Много работал с мольбертом, делал этюды и зарисовки тех мест.

В последние годы Петр Яковлевич продолжал работу в Подмосковье - в Измайлово, Кусково, Бутово, и его пейзажи были всегда очень светлыми и оптимистичными. Природа в пейзажах Анурина раскрывается во всем своем разнообразии. Зима с белым покровом, первая весенняя зелень, тяжелая листва лета и золото осени рождают пленительные образы русских полей и лесов. Главная тема на выставках последних лет жизни - среднерусский пейзаж, который изображается художником правдиво и любовно, с большим лирическим чувством.

Очень любил Петр Яковлевич Анурин своего внука Сашу, радовался его успехам в учебе в школе, в медицинском институте, следил за становлением молодого хирурга, вспоминая, возможно, свою мечту.

Петр Яковлевич был добрым, светлым и неунывающим, любил людей, всегда приходил первым на помощь нуждающимся. Любимым его девизом был: "Будет день - будет пища". Больших денег не имел, что зарабатывал, уходило на холсты, краски, мастерскую. В жизни он был честным, бескомпромиссным человекам, никогда не кривил душой. Очень любил Есенина, знал наизусть. С любовью и актерским мастерством читал эти стихи на выставках, в мастерской и для своих друзей дома.

Воин и художник - он прошел достойный путь земной. Всю войну, с первого дня, сражался за Родину, писал полотна без оглядки на конъюнктуру и заказ, занимался с молодыми художниками, вкладывая в них душу и передавая секреты мастерства. "Русский импрессионист", "Весенний художник" - так называли П.Я. Анурина его ученики, многим из которых он помог стать профессионалами, обрести индивидуальный стиль живописи, поддерживал при вступлении в члены союза художников.

В 1992 году летом, через несколько месяцев после кончины П.Я. Анурина, в залах Московского отделения Союза Художников России состоялась персональная выставка его произведений.

Полотна были подобраны так, чтобы наглядно представить все наиболее значимые направления его творчества. Было сказано много теплых слов, воспоминаний. Объемная книга отзывов за неделю была исписана от "корки до корки". Были записи и гневные, и негативные отзывы. Наверное, иначе и быть не могло…

Среди прочих отзывов были и такие строки:

Кому Пикассо с Мондельяни
Кого Малевич вводит в раж
Ну, а мою врачует душу
Простой Ануринский пейзаж
В той простоте так много света
И чистоты и волшебства
И пахнет свежая листва
Напоена дождем и летом
Л. Красновская

Сегодня его работы - в картинных галереях Москвы, Рязани, Барнаула, Ташкента, Алма-Аты и других городов бывшего Советского Союза. За рубежом его картины украшают частные коллекции в Англии, Франции, Израиле, Германии, Китае.



пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
 
2011-2023 пїЅ. пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ: 28.11.2020 пїЅ.